Отношение к книге (к трилогии в целом), ожидания и впечатления от нее во время прочтения менялись неоднократно. Поначалу думал, что автору не по плечу показать «человеческую сторону» героев, что они так и останутся скорее функциями, чем людьми (и тем ироничнее казался сюжет о вымышленном персонаже, обретшем плоть). Но вскоре стало понятно, что автор с этой задачей вполне справляется, когда захочет – а значит, во всех остальных случаях, скорее всего, просто не считает это нужным. Поначалу рассчитывал, что меня ждет книга о противостоянии цивилизаций – но здесь реальность оказалась гораздо шире ожиданий. И так далее, и так далее…
То, что в романе впечатляет – бой зонда «Капля», например, и тому подобные образчики приложения физических законов к повествованию – впечатлило меня, скорее всего, в первую очередь как гуманитария (ну, и как читателя, чаще сталкивающегося не с НФ, а с космооперой, где на появление Большой Пушки отвечают появлением Пушки Гигантской, а против одного звездного флота нужно непременно выставить как минимум парочку). Люди же, хорошо разбирающиеся в физике и космологии, скорее всего, смогут и сюжетные ходы просчитать, и всему прочему удивятся гораздо меньше.
Но вот что касается «Темного леса»…
Как читатель, в рамках книги я принимаю «Темный лес» в качестве сюжетообразующей концепции, на основе которой автор в значительной степени строит повествование (она не то чтобы совсем оригинальна, однако в книге использована в таком химически-чистом, предельном виде, что вполне может быть сочтена самостоятельной). Однако «за пределами» книги я принять эту концепцию не готов. Не только потому, что попросту не верю в это, но еще и потому, что Лю Цысинь, по-моему, вовсе не доказал, что концепция эта оправдана. Цивилизации, создавшие автоматические боевые иерархии типа Певуна и его «командиров» таких колоссальных (галактических? вселенских?) масштабов, едва ли испытывают ресурсные нужды в традиционном их понимании (ископаемые, почва, вода и т.д.), чтобы соперничать за них и опасаться цивилизации, зависимой от родной (да еще и единственной) звезды. В свою очередь, цивилизацию такого порядка уничтожение звезды не уязвит совершенно никак. Ну и как, в таком случае, Земля или даже Трисолярис могут им угрожать? И, собственно, как они сами развились до такого уровня?
Да, в книге есть вещи, которые впечатляют – та же двумерная фольга, не говоря уж о самой идее трехмерной вселенной как руин более многомерного Пространства, которая, скажем прямо, красива, или, точнее, эффектна. Идея о том, чтобы передать послание в будущую Вселенную, после коллапса нашей и нового Большого Взрыва – это здОрово. Опять же, по всей видимости, Лю Цысинь не сам это придумал (взять хотя бы вот это «Зацикленная Вселенная: мир до Большого взрыва и карта сверхцивилизаций» lenta.ru/articles/2016/02/10/ccc/), ну и что с того? В книгу эта идея вплетена блестяще.
Да, если «цивилизации предыдущего эона, возможно, пытались предупредить сообщества современного эона о своей судьбе и дать им некоторые напутствия» (это цитата из вышеприведенной статьи) – трудно не схватиться за голову от такой грандиозности.
Но почему-то «последние дни последних людей» впечатлили меня меньше, чем должны были бы. Я не знаю, почему – форма ли виной тому, или содержание. Но есть ощущение, что вот здесь-то автор чего-то недотянул. А может, я ошибаюсь
))
Как бы то ни было - книга прекрасно доказывает тот факт, что современная наука потенциально дает писателю-фантасту могучие идеи и концепции, перед которыми "инструментарий" той же космооперы выглядит очень бледно. Что само по себе выглядит, кстати, очень иронично - ведь именно размахом космоопера всегда и старалась впечатлить. Ан нет, у НФ-то побольше выросло![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
P.S. Иногда все же встречаются проколы. Ну вроде «битвы в созвездии Тельца». Впрочем, это мелочи.
То, что в романе впечатляет – бой зонда «Капля», например, и тому подобные образчики приложения физических законов к повествованию – впечатлило меня, скорее всего, в первую очередь как гуманитария (ну, и как читателя, чаще сталкивающегося не с НФ, а с космооперой, где на появление Большой Пушки отвечают появлением Пушки Гигантской, а против одного звездного флота нужно непременно выставить как минимум парочку). Люди же, хорошо разбирающиеся в физике и космологии, скорее всего, смогут и сюжетные ходы просчитать, и всему прочему удивятся гораздо меньше.
Но вот что касается «Темного леса»…
Как читатель, в рамках книги я принимаю «Темный лес» в качестве сюжетообразующей концепции, на основе которой автор в значительной степени строит повествование (она не то чтобы совсем оригинальна, однако в книге использована в таком химически-чистом, предельном виде, что вполне может быть сочтена самостоятельной). Однако «за пределами» книги я принять эту концепцию не готов. Не только потому, что попросту не верю в это, но еще и потому, что Лю Цысинь, по-моему, вовсе не доказал, что концепция эта оправдана. Цивилизации, создавшие автоматические боевые иерархии типа Певуна и его «командиров» таких колоссальных (галактических? вселенских?) масштабов, едва ли испытывают ресурсные нужды в традиционном их понимании (ископаемые, почва, вода и т.д.), чтобы соперничать за них и опасаться цивилизации, зависимой от родной (да еще и единственной) звезды. В свою очередь, цивилизацию такого порядка уничтожение звезды не уязвит совершенно никак. Ну и как, в таком случае, Земля или даже Трисолярис могут им угрожать? И, собственно, как они сами развились до такого уровня?
Да, в книге есть вещи, которые впечатляют – та же двумерная фольга, не говоря уж о самой идее трехмерной вселенной как руин более многомерного Пространства, которая, скажем прямо, красива, или, точнее, эффектна. Идея о том, чтобы передать послание в будущую Вселенную, после коллапса нашей и нового Большого Взрыва – это здОрово. Опять же, по всей видимости, Лю Цысинь не сам это придумал (взять хотя бы вот это «Зацикленная Вселенная: мир до Большого взрыва и карта сверхцивилизаций» lenta.ru/articles/2016/02/10/ccc/), ну и что с того? В книгу эта идея вплетена блестяще.
Да, если «цивилизации предыдущего эона, возможно, пытались предупредить сообщества современного эона о своей судьбе и дать им некоторые напутствия» (это цитата из вышеприведенной статьи) – трудно не схватиться за голову от такой грандиозности.
Но почему-то «последние дни последних людей» впечатлили меня меньше, чем должны были бы. Я не знаю, почему – форма ли виной тому, или содержание. Но есть ощущение, что вот здесь-то автор чего-то недотянул. А может, я ошибаюсь
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Как бы то ни было - книга прекрасно доказывает тот факт, что современная наука потенциально дает писателю-фантасту могучие идеи и концепции, перед которыми "инструментарий" той же космооперы выглядит очень бледно. Что само по себе выглядит, кстати, очень иронично - ведь именно размахом космоопера всегда и старалась впечатлить. Ан нет, у НФ-то побольше выросло
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
P.S. Иногда все же встречаются проколы. Ну вроде «битвы в созвездии Тельца». Впрочем, это мелочи.