...Речь, понятное дело, не конкретно о Жюле Верне, а о некоем корпусе текстов, которые в последние лет этак 80-100 считаются классикой приключенческой литературы, и в оном качестве рекомендованы к прочтению детям младшего, а главным образом среднего школьного возраста - Жюль Верн и Фенимор Купер, Майн Рид и Рафаэль Сабатини, Луи Жаколио и Эмилио Сальгари, ну и еще некоторое количество фамилий (Стивенсон и т.д.).
Есть у меня подозрение, что в категорию "читаемой классики" книги этих авторов скоро входить перестанут.
Почему?
Начнем издалека.
Собственно, за последние года полтора я вполне целенаправленно предпринял ровным счетом три попытки прочесть книги, давно и прочно в этот корпус приключенческой классики входящие - это были "Дети капитана Гранта", "Одиссея капитана Блада" и "Последний из могикан". Первые две были читаны мною в детстве ("Дети..." так даже и не раз), а вот "Последний..." каким-то малопонятным образом сферу моего внимания в детстве миновал, как и другие книжки Купера.
Сказать, что результат меня удивил во всех трех случаях - значит, не сказать ничего.
"Одиссею...", которая в детстве мне весьма понравилась, нынче я дочитал почти что через силу. "Последнего из могикан" - с еще большим трудом (причем я практически уверен, что в детстве книга тоже не пришлась бы мне по вкусу). Наконец, перед "Детьми капитана Гранта" я откровенно спасовал - осилив две трети, я благополучно вернул ее на полочку.
Уверен, что практически такой же результат я получил бы, взявшись перечесть, например, "Всадник без головы". Ну а браться за книжки Жаколио, которые "не пошли" у меня даже в самом начале 90-х, я даже и не собираюсь.
У меня складывается стойкое ощущение, что современного читателя этим авторам заинтересовать практически нечем. Язык откровенно архаичный - у кого-то более, у кого-то менее. "Приключения", ради которых книжки эти читали предыдущие поколения, по настоящему времени выглядят довольно бледно - особенно с учетом того, что современный потенциальный читатель уже успел с помощью телевизора и компьютера повидать годам к 10-12, когда вроде бы подходит возраст браться за такие книжки.
Пресловутая "познавательность" книг того же Жюль Верна уже давно потеряла в ценности - сведения, которыми можно было заинтересовать подростков и молодежь эпохи начала промышленной революции и урбанизации (то есть потенциальных "синих воротничков"), по нынешним временам уже порядком устарели, да и подача, увы, скучна чуть более, чем полностью. В свое время того же Фенимора Купера хвалили за то, как он рассказывает об индейцах - быте, верованиях и т.д. Сейчас тот же объем информации - причем намного более объективной и актуальной - можно получить за пару часов.
Думаю, в свое время книги эти успехом своим были во многом обязаны безальтернативности - в частности, отсутствию других доступных источников хоть получения информации, хоть рассказов о приключениях. Но сейчас... сейчас, повторюсь, "взять" читателя им попросту нечем.
Но как быть с тем, что книги данных авторов постоянно переиздаются, и в любой момент их можно найти в магазине, да еще не в одном издании? Положа руку на сердце, я считаю, что покупают эти книжки совсем не подростки - скорее, их родители, не слишком-то хорошо знающие, что читают современные школьники, покупают эти книг для детей, опираясь на воспоминания о собственном детстве. А сын или дочь потихонечку сплавляют эти томики на самые зады домашней библиотеки - и это если она еще имеется, эта библиотека.
Нет, конечно, читать эти книги в обозримой перспективе все равно будут - но вот такая оглушительная популярность, равно как и широкая известность, какой они пользовались еще в сравнительно недавнем прошлом, им уже вряд ли светят.
Интересно, что сейчас "Азбука" выпускает отличные издания этой самой приключенческой классики - поскромнее в серии "Мир приключений" и совершенно роскошные в серии "Больше, чем книга". Отличная полиграфия, потрясающее оформление, полные комплекты иллюстраций лучших художников... Аналоги - но попроще - есть у издательств "Армада" и "Вече". Наверное, они хорошо украшают полки. Но вряд ли они смогут повторить судьбу своих предшественниц полувековой давности - зачитанных до надорванных обложек, до загнувшихся, замаслившихся уголков страниц. Скорее, они станут своего рода надгробием - роскошным, но надгробием - над безвозвратно минувшей эпохой популярности.