denis_ufa
Мало какую из книг я ждал с таким нетерпением как Наша старая добрая фантастика. Под одним солнцем.

Советскую фантастику (СФ) я люблю - потому как "за пределами" списка достаточно регулярно переиздающихся произведений традиционно известных авторов (Беляев, Ефремов, Стругацкие, Булычев - по хронологии) - в СФ было создано немало отличных и просто хороших вещей, многие из которых сегодня, увы, позабыты.

И тут - такой подарок (ну, как я надеялся). Три толстенных тома, преимущественно короткая форма, множество имен и произведений, в том числе много таких, с которыми я еще не знаком.

Но вот первый том куплен, прочитан, и... читатель превращается в тыкву я разочарован. Да, пожалуй, это самое подходящее слово.
Причин для этого разочарования две. Которые, по сути, настолько близки, что могут быть одной причиной. А именно - подбор произведений (или их качество, как удобнее).

Читая большую их часть, постоянно приходится себе напоминать, что эти вещи написаны полвека назад. Нет, дело не в пресловутой идеологии (которую иные читатели видят даже там, где ее нет от слова "совсем" - меня она, к слову, не пугает) или в мнимой неоригинальности идей. Дело в том, что вещи эти перестали быть не просто актуальными, а даже интересными. То есть, конечно, определенный интерес они представляют - но разве что только для понимания процесса развития жанра (вот о чем и как писали). Но вот так, чтобы прочитать и сказать - "отлично!" без поправки ("то есть было отлично 50 лет назад")... Такого мало.

Даже заглавное произведение - короткий роман Невинского "Под одним солнцем" - оставил меня почти равнодушным. Марсиане побывали на Земле во времена динозавров, а теперь люди читают их записи - идея отличная, да, но и только то. Марсианское общество описано достаточно скупо, а приключения на Земле, как по мне, "не вытягивают" произведение. Конечно, можно сказать, что речь о преодолении, дружбе, самопожертвовании и так далее, о том, что понятия эти оказались общими для человечества Земли и давным-давно вымерших марсиан - но, как мне кажется, это будет попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Хотя как образчик жанра роман, конечно, достоин внимания. Второе крупное произведение сборника - повесть "Вселенная за углом" Громовой и Нудельмана очень затянута, что заметно снижает интерес к повествованию.

Больше всего мне понравилась повесть "Четверть гения" Романа Подольного. Вот это здОрово, без всяких скидок. Хорош рассказ "Газетный киоск" Колупаева, "Глотайте хирурга" Гуревича (отличный, к слову пример научного "прозрения" о медицинских микромашинах, и написано бодро), "Крабы идут по острову" Днепрова, "Формула невозможного" Войскунского и Лукодьянова (но это вообще одни из моих любимых отечественных авторов), порадовали "Пра-пра..." Эйдельмана, "Жил-был мальчик..." Савченко, пара других вещей. Но это от силы половина сборника, остальное - "мимо кассы". Да и кое-что из лучшего уже было читано раньше.

Самая же большая загадка для меня - это удивительная концентрация в сборнике рассказов Дмитрия Биленкина (аж четыре штуки!). Не просто скучные, а - что еще хуже - откровенно надуманные тексты с притянутой за уши сомнительной моралью ("Марсианский прибой" тут, пожалуй, ставит антирекорд). К слову, судя по планам, во втором и третьем томах будет еще с десяток рассказов Биленкина. Перспектива, честно сказать, пугающая.

P.S. Составители делают оговорку - мол, у нас были причины не включать в сборники некоторых авторов по разным причинам. Например, скоро будет издан сборник рассказов Гансовского и Варшавского, поэтому ни Гансовский, ни Варшавский в трехтомник "Наша старая добрая фантастика" не попадают. Бог с ним, с Варшавским, те его рассказы, которые я читал, меня оставили равнодушным. Но Гансовский... Мне кажется, трехтомник выиграл бы, если бы в него включить, например, отличную повесть "Винсент ван Гог". А рассказы пусть бы оставались на общий с Варшавским том...