12:43 

О московских событиях

denis_ufa
Уфимский мозговой центр:) снова в эфире: небезызвестный Рустем ВАХИТОВ раскладывает по полочкам.

…На московских улицах громко заявил о своем рождении русский национализм. Тысячи людей, выходящие на улицы Москвы с требованием: «Россия для русских!» – это не провокации отдельных экстремистов и не хулиганство футбольных болельщиков. Это то самое гражданское общество, о необходимости которого так долго говорили либералы, но реальный облик которого они даже помыслить не могли. Причем, это гражданское общество ощущает себя – и теперь уже, видимо, и является – русской политической нацией. Не абстрактными «россиянами», не «гражданами государства Российская Федерация», а именно русской нацией, которая стремится к своему политическому оформлению – созданию русского национального государства. Журналисты многочисленных официальных электронных и бумажных СМИ много и охотно говорят о молодых людях спортивного вида, устраивавших потасовки с кавказцами и с милицией на Манежной площади и около Киевского вокзала – но они молчат, как воды набравши в рот о том, что за этими массовыми выступлениями, которые, кстати сказать, носили на удивление мирный характер (несколько избитых прохожих для пятитысячной толпы, выплеснувшейся на улицы – это несерьезно, после рок-концертов избивают больше) – стоят совершено определенные политические силы с совершенно определенными требованиями. Силы эти себя не скрывают – они активно пропагандируют свои взгляды, но власти не заинтересованы в том, чтобы это афишировать, ей выгодно представить все как выходки хулиганов и экстремистов.

Эти силы – русские национал-демократы, в нынешнем году образовавшие две организации: «Национал-демократический альянс» (НДА) и «Русский гражданский союз» (РГС). Программа их сводится к следующему. Российская Федерация является наследницей Советского Союза, который в свою очередь – преемник Российской империи. Ни в одной из этих сверхдержав русские не имели своего национального государства и даже квазигосударственого образования, какими в СССР были республики украинцев, белорусов, грузин или татар. Более того, в этих сверхдержавах русские выполняли роль «старшего брата», на плечи которого ложились заботы о «братьях младших» – всех остальных народах империи и Союза. Теперь, заявляют национал-демократы, настало время национально-освободительной борьбы русского народа против последней евразийской империи – РФ. Они мечтают о создании на территории центральной Росси, Сибири и Дальнего Востока либо единого русского национального государства, либо федерации русских республик. При этом они ничего не имеют против, чтоб другие народы РФ – чеченцы, кабардинцы, татары, башкиры сами решали вопрос о своем национальном самоопределении и создавали свои собственные государства и федерации.

Русское национальное государство они мыслят как государство европейского типа с либерально-демократическим правлением и капиталистической экономикой, и даже вынашивают планы о вступлении гипотетической Русской Республики или Русской Федерации в Евросоюз и НАТО. Национал-демократы – ярые антисоветчики: они приравнивают коммунизм к фашизму и хотят запретить его в своем государстве. Они собираются провести процедуру люстрации, то есть лишения права занимать государственные должности тех, кто их занимал в советские и постсоветские времена и судебного рассмотрения деятельности работников советских и российских спецслужб на предмет наличия в этой деятельности состава преступления.

В общем-то, русские национал-демократы ничего не имеют против проведения трибуналов по результатам кавказских войн, которые предлагают создать заграничные чеченские сепаратисты и либеральные политики Евросоюза. То есть кавказофобия русских национал-демократов весьма относительна: они против кавказских мигрантов в России, но являются объективными тактическими союзниками сепаратистов из национальных республик РФ. Кавказофобию отдельных групп экстремистски настроенной молодежи они просто используют, чтоб раздуть пламя националистической революции, пусть для начала лишь в Москве и Петербурге. Более того, поскольку они сторонники капитализма и либеральной демократии, то они считают себя сторонниками российских либералов. Тот факт, что Борис Немцов называет участников националистических акций нацистами и гопотой, говорит лишь о том, что наши так называемые либералы имеют весьма смутное представление о том, что такое настоящий западный либерализм и демократизм.

Перед нами настоящий русский национализм, которого до сих мы не знали. Националистами у нас принято было называть либо ксенофобов и расистов, либо идеологов «новой Великой России». Но все это не имеет прямого отношения к национализму. Ведь национализм – это идеология буржуазных революций, требующая создания национальных государств, то есть государств, где суверенитет принадлежал бы одной нации, а все остальные существовали на правах нацменьшинств. Такие государства-нации пришли на смену средневековым феодальным монархиям, где сосуществовало множество разных народов, а элита версталась безотносительно к этническому происхождению кандидата, в соответствии с критерием политической лояльности или религиозности. Собственно, Великая Французская революция 1789 года была такой буржуазной националистической революцией, она и проходила под лозунгом «Да здравствует нация!» и учредила унитарную республику, где разрешено было говорить только по-французски (на «языке свободы», как выражались якобинцы) и были упразднены все этнические государственные образования вроде Бургундии, Нормандии или Гаскони. Национализм теснейшим образом связан с капитализмом. Именно капитализм в силу свойственного ему духа индивидуализма разрушил народы европейского традиционного общества, разбил их на множество атомизированных индивидов, а затем превратил их в плавильных котлах индустриальных городов в культурно однородную форму – нацию. А роль «сборщика» нации, дающего ей имя, идеалы, ценности, выполнила буржуазная интеллигенция – социальная группа, которой не знало традиционное общество, и которая также родилась лишь в эпоху капитализма и занимается идеологическим обслуживанием капитализма. Буржуазность – вот социально-экономический и социально-культурный исток национализма как идеологии нациестроительства и функционирования национального государства.

* * *

В СССР капитализма не было. СССР представлял собой близкий к оптимальному синтез модернизма и типичного традиционного корпоративного общества. Каждый гражданин Советского Союза был членом какого-либо трудового коллектива (цеха завода, отдела учреждения, кафедры института), в котором в идеале должна была пройти вся его трудовая жизнь (с устройства на работу в качестве молодого специалиста до ухода на пенсию). Не приписанные к какому-либо трудовому коллективу считались тунеядцами и подвергались уголовному преследованию, приписанные, но стоящие в стороне от жизни коллектива – подвергались моральному осуждению. Трудовой коллектив был маленькой общиной, где людей связывали теснейшие межличностные связи, традиции взаимопомощи, общие обязанности. В такого рода коллективах, куда входило практически все население страны, этничность была «заглушена». Начальником цеха мог быть русский, а его заместителем – армянин, и это не играло большой роли, потому что они делали общее дело, причем не только за зарплату, но и экзистенциально реализуя себя в общественно полезном труде. То есть люди в СССР идентифицировали себя по профессиональному, территориальному и множеству других признаков – и лишь в последнюю очередь по этническому. Исключением были лишь узкие круги работников культуры и гуманитарной интеллигенции, которые в силу рода деятельности занимались развитием национальной культуры, но для приглушения этничности и у них существовали механизмы интернациональной идеологии. Конечно, был советский народ, определяемый как содружество социалистических наций, но они не были нациями в западном смысле (хотя и имели внешние атрибуты последних вроде национальных языков и литератур), а представляли собой традиционные народы с явным общинным духом и крепкой связью с крестьянской «почвой».

В 90-х младорефоматоры Гайдар, Чубайс и иже с ними произвели шоковую терапию, стремясь в кратчайший срок перебросить страну от социализма к капитализму. Образцового западного капитализма у них, само собой, не получилось – он и на Западе возникал несколько столетий, и в течение долгого времени имел вовсе не столь презентабельный вид, как в конце XX века. Но младореформаторы при этом сильно преуспели в разрушении предприятий промышленности и, назовем вещи своими именами, советской трудовой общины, чем еще раз подтвердили русскую поговорку «ломать - не строить». Миллионы людей потеряли свои рабочие места, превратились в люмпенов, наемных рабочих и мелких торговцев на многочисленных выросших на улицах рынках. То есть советские коллективы-общины (прежде всего, в промышленности, так как милиция, спецслужбы, институты госуправления так и остались закрытыми корпорациями) исчезли – люди превратились в атомизированных индивидов, обреченных на «войну всех против всех», в мелкую буржуазию и люмпенизированный пролетариат. А как показали еще западные классики либерализма, да и сама история Западной Европы, такая война заканчивается гражданским общественным договором. И договор этот учреждает не абстрактное государство, а государство национальное, облекающее нацию как культурный феномен в политические формы.

В «нулевые» годы до этого дошло и в России. «Младореформаторы» хотели русского капитализма – и получили все атрибуты такового, включая русский национализм. Так что в определенном смысле настоящий отец русского национализма – именно Чубайс, а не Баркашов или Васильев, хотя он, безусловно, будет открещиваться от дитяти.
И 11 декабря на Манежную площадь и 15 декабря к Киевскому вокзалу вышли активисты русской политической буржуазной нации, настоящие «новые русские», которые гораздо больше достойны этого имени, чем бывшие комсомольские функционеры 90-х в малиновых пиджаках. Это действительно новая нация. Она не имеет прямого отношения к дореволюционной русской дворянско-разночинской нации – нации Пушкина и Достоевского. Но она не родня и русскому советскому народу, который победил немецкий нацизм, построил Магнитку и Днепрогэс и начал осваивать космос, и который был органическим продолжением русского общинного крестьянства, хранившего московско-византийский дух в эпоху романовской модернизации. Это нация рыночных торговцев, спекулянтов, университетских доцентов, выучившихся по западным учебникам по нациестроительству, и журналистов интеллектуальных (в основном сетевых) изданий. В культурном запасе у нее пока ничего, кроме Пелевина и Пригова, увы, нет – хотя «изобретение традиций» идет уже полным ходом и скоро мы, видимо, услышим о национал-демократическом содержании гражданской лирики Пушкина. Но она агрессивная, пассионарная, гиперактивная, как и полагается всякой молодой только возникающей и становящейся нации. И она очень хочет перейти в политическое измерение – произвести русскую буржуазную националистическую революцию.

Конечно, события в Москве – лишь первый акт этой революции. Провинция пока еще не столь атомизирована, и она не поддержит активно националистические выступления. Но капиталистические реформы продолжаются, и работают они против государства Российская Федерация. Лидеры русских национал-демократов тем временем ищут контакты с радикальными либералами в Москве и Петербурге, их заокеанскими и европейскими «кураторами», и сепаратистами из нацрегионов России – своими объективными союзниками.
Так что самые серьезные сражения еще впереди.

* * *

Начавшаяся буржуазно-национальная революция смертельно опасна и для российской государственности, и для народов России, включая русский народ, который не нужно путать с буржуазной «русской нацией». Если она удастся, то в лучшем случае русские из народа – носителя идеи социальной справедливости, народа – создателя великой евразийской империи и вершителя судеб мира превратятся в третьестепенную либеральную восточноевропейскую нацию, элита которой не будет вылезать из правительственных и экономических кризисов, а основная масса – мечтать о местах гастарбайтеров в более развитых странах Евросоюза. В худшем же случае на территории распавшейся Российской Федерации начнется долготекущая гражданская война, которая закончится фактическим истреблением русских да и многих других народов России, а те, что останутся, лишатся промышленности, крупных городов и вернутся в архаичное аграрное состояние с бутафорскими национальными государствами, вроде современных «наций» Африки. Увы, второй вариант более реалистичен, ведь для Запада это такой удобный случай окончательно решить «русский вопрос», да и опыт стравливания мелких националистических вновь образованных государств наработан – возьмите хоть Югославию. Вывод отсюда может быть только один: воле и напору русских национал-демократов нужно противопоставить еще большую волю и напор широкого фронта сторонников российского евразийского великодержавия.

@темы: Уфимский мозговой центр (УМЦ)

URL
Комментарии
2010-12-23 в 13:00 

geosid
Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Интересный, неожиданный взгляд на события и обескураживающий, пессимистический. Что же мы наделали, не протестуя против распада СССР, мы просто хороним себя.

2010-12-23 в 21:16 

Fake_Innocence
I'm so ugly but thats ok cause so are you
Это нация рыночных торговцев, спекулянтов, университетских доцентов, выучившихся по западным учебникам по нациестроительству, и журналистов интеллектуальных (в основном сетевых) изданий. В культурном запасе у нее пока ничего, кроме Пелевина и Пригова, увы, нет

автор провёл опрос на манежной? :alles:

2011-01-09 в 02:32 

Черная кровь
Спасибо за содержательную статью.

2011-01-09 в 10:32 

denis_ufa
geosid
Интересный, неожиданный взгляд на события и обескураживающий, пессимистический
Однако при этом автор "в привате" все же надеется на лучшее:)
sucia sangre
передам:)

URL
     

Дневник denis_ufa

главная