19:47 

Про рабочих: мысли

denis_ufa
Как известно, энное время назад власти "прозрели" - рабочих в стране мало, все в мерчендайзеры подались.
Решили, что надо количество рабочих стремительно увеличивать - типа, растущая (гм!) экономика требует.
В принципе, я вот о чем.

Увеличение численности рабочих предполагает как условие рост производства (к тому же все преподносится под соусом необходимости увеличения производительности труда).
Рост производства предполагает как условие увеличение предложения отечественных товаров.
Вопрос 1: куда пойдут товары - внутрь или наружу (экспорт)?
Вопрос 2: при условии сохранения рыночной (гм!) экономики, какими методами стимулирования спроса на произведенные в стране товары обладает государство? И насколько убедительны будут эти меры ввиду неоднократно обозначенного - и, по всей видимости, все более близкого - вступления в ВТО?
Ведь - большая проблема! - рабочих высокой квалификации сегодня не хватает даже для действующих производств, они в большой своей массе старше 50, а молодежь сколько-нибудь серьезного опыта и квалификации не имеет.

В каком-то смысле, мне кажется, ситуация сегодня схожа с ситуацией конца 20-х - начала 30-х: в той части, где речь шла о восстановлении старых и создании новых производств. Но если применительно к вопросу выпуска рельсов (например) речь шла именно о восстановлении и расширении, то в вопросе создания авиационных двигателей (опять же, например) все упиралось в широкий импорт машин и технологий, а самое главное - в широчайшую программу обучения рабочих. При этом рабочие (как и инженеры) именно учились в процессе работы - то есть поначалу те же самые двигатели выходили, скажем прямо, хреновые. Ну просто потому, что у людей квалификации не хватало. Но эти двигатели закупались армией и гражданским сектором, потому что других не было - и быть не могло, ведь "гениальное" решение "если не можем сделать сами, давайте закупим импортные" никому в Кремле, к счастью, и в голову не приходило.

Собственно, за то и речь: кто будет покупать продукцию этих "новопризванных" рабочих, пока они будут нарабатывать опыт? Ведь если в тех же 30-х просто не было альтернативы, то сейчас она, увы (в данном случае именно увы), есть.
Что далеко ходить: сегодня очень многие строительные организации закупают китайские грузовики вместо "уралов" и "камазов", и это при практически равных условиях продажи и технических параметрах (я не говорю о качестве, тут не копенгаген). То есть государство даже внутри страны не может обязать тех же строителей купить "камазы", а не "синотраки" - а это наводит.

Что уж там про экспорт говорить - все "удачи в сфере продвижения" последних лет (вроде начала сборки наших машин в Венесуэле) а)имеют явную политическую окраску, б) не играют серьезной роли в масштабах экономики страны. Да и вообще в этом направлении прорывов ждать не приходится: даже в сфере военной техники, даже на традиционных направлениях экспорта мы конкурируем не столько с Западом, сколько с Украиной и - особенно - с Китаем (который активно продвигает клоны советской техники и собственные разработки на базе этих моделей).

Собственно, у меня никак не получается увязать эти два вектора - "нам нужны рабочие" и "мы вступаем в ВТО и мы за конкуренцию".
То есть не получается увязать тогда, когда считаешь, что рабочий должен иметь достойный уровень жизни. Если речь идет о том, чтобы создать массу заморенных 60-часовой рабочей неделей и при этом нищих людей - все увязывается без особого труда.

URL
Комментарии
2010-11-17 в 08:57 

Bubulas
Обыкновенная Королевская кобра.
denis_ufa, ты иногда так напишешь, что мне хочется срочно, немедленно, сию секунду покинуть пределы нашей страны, и попросить политического убежища в Гренландии. :)

2010-11-17 в 09:55 

denis_ufa
Bubulas
самому тошно, чего уж там.

URL
     

Дневник denis_ufa

главная