• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:29 

ОдноKLASSники

Эстонский фильм «Класс» («Klass») не имел громкой рекламы. Бюджет в сто тысяч евро, две недели съемок, очень ограниченный прокат – причем главным образом по месту съемок, в Эстонии. И проблема, которая не оставит равнодушным ни одного нормального человека.

Фильм основан на реальных событиях – правда, на событиях, которые случились по другую сторону океана, в одной из американских школ. Вот только если раньше отечественный зритель, ужаснувшись при виде происходящего на экране, облегченно махнул бы рукой – «у нас такого быть не может!», то сегодня он станет повнимательнее приглядываться к собственным детям. Потому что жизнь здорово изменилась.
И это страшно.

Сюжет прост, как гвоздь: ученики одной из эстонских школ издеваются над своим одноклассником Йозепом. Суть фильма оголена до предела: никаких отступлений от генеральной линии, и все происходящее работает на нагнетание напряжения, которое закономерно прорывается в финале. Вот только главный герой здесь – не Йозеп, подвергающийся унижениям, а его одноклассник Каспар, который в один момент понимает, что должен выбрать, на какой стороне ему быть. Осознавший, что необходимость сделать этот выбор для него – уже вопрос чести. Собственно, не история падения Йозепа, а история почти мгновенного взросления Каспара и составляет смысловой стержень ленты. Если все прочие герои, включая страдальца Йозепа, так и остаются жестокими подростками, Каспар же в один момент превращается во взрослого мужчину. Даже в финале, когда все приходит к закономерной кровавой развязке, он ведет себя как взрослый человек, понимающий, что жизнь должна продолжаться.
Особенно важно то, что авторам фильма удалось показать эту нравственную борьбу, которую Каспар бессознательно ведет сам с собой – временами кажется, что его «подростковая» часть хочет отыграть назад, вернуться в тот момент, когда он внезапно понял, что дальше так продолжаться не должно; избежать самой возможности выбора. Но сделать этого он уже не может, как не может влезть обратно в свои детские одежки, и эта вторая пружина внутреннего конфликта, разгоняющая маховик сюжета, поднимает напряжение до тревожных отметок. Интересно, что Йозеп и Каспар так и не становятся друзьями: просто одному нужен даже не защитник, а просто неравнодушный человек рядом, а второй не может спокойно пройти мимо совершающейся на его глазах несправедливости.

Отдельно стоит отметить то, что все действие фильма происходит в более чем узнаваемых декорациях. Эстония не слишком-то далеко ушла по пути либерализма, капитализма и «демократии» – и на экране мы видим облупленные стены школ и скромный быт типовых советских квартир. В этом антураже вполне могли бы разворачиваться события «школьных» лент прошлого, посвященных вопросам нравственного выбора. Теперь в этих кабинетах, из которых, кажется, только что вышли долговязые и добродушные советские старшеклассники, стая безжалостных подростков травит одного из своих. Да и учителя советские, дискутировавшие с учениками о моральном облике персонажей классических произведений литературы, прививавшие лучшие человеческие качества, тоже ушли – вместо них на экране лишь равнодушные роботы.

Фильм не дает решения, не дает готовых рецептов. Но, судя по отзывам зрителей, фильм заставил задуматься многих.
Значит, он был снят не зря.

20:14 

Язычество: мысли по поводу

Язычество сегодня в моде.
Одни слушают «языческую» музыку. Другие старательно покупают календари-месяцесловы и книжки с загадочными названиями.
Ну а третьи обряжаются в холщовые рубахи, отращивают бороду до пупа, называют себя каким-нибудь «волхвом Всеславом», и рассуждают о том, что всеми бедами своими земля наша обязана тому, что приняла христианство. Порой они даже кивают на Запад – мол, там-то живут не в пример жирнее, не то, что мы. Хотя там, в закатных землях, тоже вроде как христиане, но это уже мелочи, внимания самозваных волхвов недостойные.

Рассуждения об «особом пути», прерванном византийскими злодеями, ни за что ни про что окрестившими непорочный русский народ в православие, густо переплетаются с весьма популярными образчиками так называемого «тайного знания». Этим «тайным знанием» нынче завалены все прилавки книжных, и в Интернете оно изо всех щелей лезет – тут вам и мировой сионистский заговор, и арийские прародины, и «велесовы книги».
Дальше – больше. Поклонники холщовых рубах и волхвования очень часто и вполне закономерно вступают в плотную «идеологическую смычку» с политическими маргиналами, которые кричат на всех углах, что беды России не только от православия, но еще и от нерусских.

Однако все эти заигрывания с языческой темой – когда они в острую фазу переходят – далеко не безобидны. Дело не только в том, что (чисто с религиозной точки зрения) все языческие сущности с точки зрения христианства есть бесы, прельщающие человека. Гораздо важнее – и опаснее – то, что попытка заново сконструировать у человека в голове «языческое мировоззрение» приводит лишь к тому, что рациональное сознание, по которому и без того уже много лет долбят огромными кувалдами пропаганды, разрушается все сильнее. Рациональное мировоззрение и без того не слишком прочно пустило в головах корни – а с помощью псевдоязыческих выкрутасов его стараются выкорчевать напрочь.

Вот только на самом деле даже большинство сегодняшних неоязычников, не говоря уж об обычных людях, от всех этих споров далеких, о язычестве имеют представление искаженное, в лучшем случае сильно романтизированное.

Во-первых, и в самых главных – увидеть мир «по-язычески» мы сегодняшние просто неспособны. Это касается даже апологетов язычества. В результате, разрушая рациональное мышление, подкапываясь под христианскую (идея возврата к язычеству распространяется главным образом именно среди народов, исповедующих христианство) ментальность, они могут лишь архаизировать сознание современного человека, разрушить все, что там есть – но ничего не дать взамен. Если бы они насадили в сознании людей настоящее язычество, это было бы еще не так страшно – но так как о настоящем язычестве они имеют представление весьма отдаленное, то вместо него способны насадить в лучшем случае псевдоязыческую конструкцию, этакое фэнтези.

Почему все обстоит именно так? Потому что, как ни крути, мы (я говорю о русских) сами продукт христианской цивилизации, точнее, православно-христианской (это само по себе очень важное уточнение, потому как различия между православием и католицизмом, скажем так, несколько шире, чем наличие/отсутствие Чистилища, или того, какой рукой совершать крестное знамение). Сегодняшние русские заведомо христиане, даже если мы этого не осознаем – ибо все это намертво «вшито в БИОС», если пользоваться компьютерной терминологией. Можно верить или не верить – дело не в этом, а в том, что система ценностей, которую прививает общество, формировалась на христианской закваске. Вот нам сейчас пытаются привить пресловутые «либеральные ценности» – а идет дело туго, ибо само естество этому противится, та самая «прошивка».

Это и понятно – все-таки тысячу лет истории никуда не денешь. Некоторые могут попенять на «безбожные семьдесят лет советской власти», но это, мягко говоря, ерунда. Гонения на церковь были, пожалуй, разве что в первые полтора десятка лет Советской власти, а потом ситуация изменилась. И во время войны церковь немалые позиции заняла (кстати, очень много средств верующие и храмы перечислили в фонд обороны, на средства Церкви была даже построена танковая колонна «Дмитрий Донской»), а уж речь патриарха Алексия перед панихидой по Сталину и вовсе снимает многие вопросы об отношениях власти и церкви. Потом, правда, при Хрущеве был обратно рецидив, но при Брежневе – снова «либерализация».

Это я, собственно, к тому, что даже «безбожная власть» была на самом деле устроена вполне по-христиански: Кодекс строителя коммунизма практически не отличается от Заповедей, да и сама система социального «общежития», вспомоществования и всего такого прочего, существовавшая в СССР, есть ни что иное, как развитие патриархальной русской общинной модели отношений, которая формировалась на православной основе. Собственно, самоидентификация русских как единого народа вплоть до второй половины, а то и конца XIX века происходила именно по религиозному признаку – «мы люди православные». А словечко «инородец» (не несшее какого-то оскорбительного оттенка), которым обозначали все нерусское население империи, например, было синонимично слову «иноверец» – и неслучайно.

Да, христианство само во многом питалось языческими соками – тут и совпадения ритуалов, тут и явные корреляции между образами языческих богов и христианских святых (классический пример – образ Ильи-пророка отчасти основан на культе Перуна, там и громовая колесница, и молнии…).
Однако у язычества и христианства принципиально разная модель отношений между людьми и Богом (богами) – вот что главное. В язычестве все механистично, и основано на принципе «Do ut des» («Даю, чтобы дал») – то есть с богами можно торговаться едва ли не как в лавке, им даже можно отомстить, когда они не сделали того, что должны сделать (статую осквернить и все такое). Вряд ли стоит говорить о том, насколько все иначе в христианстве, да? Ну и в исламе тоже, в общем-то. Монотеистические религии даже в чисто концептуальном, мировоззренческом плане много совершеннее язычества.

Во-вторых, сказывается романтизация. Она совершенно закономерна, более того, язычество с этой точки зрения крайне «кинематографично», так сказать – особенно «раскрученная» скандинавская мифология. Кого не впечатлит полет валькирий или картина чудовищного Рагнарека, битвы богов и героев против Фенрира и Гарма в «Прорицании вельвы»?

Однако у многих людей представления о язычестве – в лучшем случае на уровне романов фэнтези. Да и почерпнуто оно, отношение это, именно оттуда, из книжек (потому что фэнтези во многом на язычестве основано). Но это представление столь же далеко от «языческой реальности», как далеко от реальности описание повседневной жизни в тех самых фентези-романах. Герои книжек ходят по огромным городам едва ли не с обнаженным мечом, расплачиваются в таверне золотом, и каждый день по три раза кушают мясо, запивая его вином. Тогда как в реальности в средние века города были мелкие, грязнющие (за редким исключением) и вонючие (ввиду отсутствия канализации). Мясо большая часть оседлого населения кушала только по большим праздникам, или когда оленя подобьет в сеньорском лесу (а если про это узнают – то вздернут), а в таверне могли подать какую-нибудь овсянку с рыбой да яичницу с фасолью. Но уж черта с два усталого путника ждала бы там кабанья нога на вертеле – да и путник, вздумавший гулять по городу с мечом наперевес, быстро бы угодил в холодную.
Так и с язычеством. Конечно, все эти хороводы, венки на воде – это красиво; конечно, приятно прыгать через костры и взывать к Перуну, надеясь, что он откликнется, но…

Но как же человеческие жертвы, например? Как же жертвоприношения первенцев и ритуальные убийства (ведь не всегда чучелки сжигали – до поры это были люди)? Причем хорошо, что в наших краях народу всегда было сравнительно мало, а где людей было много, там почему-то и боги были не в пример более жестоки – взять те же южноамериканские народы, которые такие гекатомбы наваливали, что волосы дыбом. Конкистадоры тоже были не промах насчет массовой резни, но ведь даже у них головы кружились от заваленных вырванными сердцами пирамид. А ведь оно самое – язычество во всей красе… Уже одно то, что монотеистические религии по умолчанию предполагают отказ от кровавой жертвы, показывает их большую мягкость и доброту. А рассуждения о том, что «язычестве дает большую свободу человека», демонстрируют лишь незнание матчасти – у римлян только «домашним» богам счет шел на сотни, вплоть до божков первого шага младенца, и каждого надо было ублажить, не обидеть, иначе пожалеешь. Нам трудно представить ту чудовищную массу ритуалов, которая сопровождала повседневную жизнь обычного язычника – по сравнению с ними все «тяготы» христианства или ислама не сложнее школьного домашнего задания.

Воля языческих богов переменчива, они хитры и коварны, они требуют крови – причем это у любого народа так, как ни грустно. Конечно, они иногда помогают героям, о которых слагают легенды – но так то ж герои… А в остальном у них насчет людей совершенно иные планы – вспомним хотя бы печальную судьбу титана Прометея, захотевшего отдать огонь людям.

P.S. Особенно пугающим является синтез язычества и науки. В XX веке человечеству пришлось схватиться с режимом, который в сфере идеологии и нравственных ценностей взял за основу именно языческую модель. Речь, как нетрудно догадаться, о Второй Мировой войне и нацистской Германии. В сфере идей в Рейхе торжествовали языческие мифы, им было подчинено все, от «научных исследований» до искусства во всех его проявлениях.

Сама война в силу этого получила четкий мистический оттенок – было очевидно, что это не просто схватка режимов, имеющих, при всех разногласиях, какой-то общий фундамент (как было, например, в войне 1812 года или в I Мировой) хотя бы на уровне понятий о жизни, не схватка разных идеологий. Нет, это было именно столкновение моделей понимания мира.

Поведение оккупантов на территории СССР (и Польши, пожалуй), их отношение к «неправильным» народам до сих пор заставляет волосы шевелиться – настолько иррациональным кажется это стремление стереть всякую историческую память о русских, украинцах, белорусах, евреях, поляках и так далее, стремление уничтожить самые явные, важные для национальной и идеологической самоидентификации, символы этих народов – вспомним идею о стирании Ленинграда и Москвы с лица земли, о заминированной Варшаве, которую нацисты хотели обратить в пыль. Но эти зверства кажутся иррациональными только лишь с точки зрения христианской – а с точки зрения языческой эта война на полное уничтожение выглядит совершенно закономерной.

Интересно, что нынешняя наука в каком-то смысле напоминает язычество, только язычество, блистающее хромом и моргающее индикаторами, язычество «продвинутое», высокотехнологичное. Как язычник пытался рассчитать необходимое количество свечек, которые нужно поставить в храме для того, чтобы получить благосклонность вышних сил, так и сегодняшняя наука пытается взвесить душу. С точки зрения науки это, конечно, правильно – все надо измерить, подсчитать, разложить по атому. С точки зрения веры эти измерения смысла, конечно же, не имеют.

14:10 

Новые "победы дипломатии"

Администрация Барака Обамы сделала выбор в вопросе развертывания в Европе объектов противоракетной обороны (ПРО). Президент США сообщил премьер-министру Чехии об отказе своей страны разместить радиолокационную станцию в республике... «Соединенные Штаты рассчитывают, что за отказ от системы ПРО или откладывание ее на отдаленное будущее Россия будет склонна вместе с США принять более жесткие санкции против Ирана», — считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. «В плане противоракетной обороны Россию волновали не 10 ракет-перехватчиков в Польше и один радар в Чехии, а неопределенность относительно перспектив ее развития. Эта неопределенность не снимается, даже если в Чехии и Польше не будут размещены базы противоракетной обороны», — сказал политолог. Он не исключил, что США «оставят за собой вариант создания баз южнее, что Россия всегда и предлагала».

А теперь - в переводе на русский.
Американцы утверждали, что разместят ракеты в Польше и радар в Чехии. Россия была против, поляки и чехи в основной своей массе (я население имею в виду) тоже - ибо дураку ясно, что случись война, первый удар будет нанесен именно по радару и перехватчикам, причем удар, вероятнее всего ядерный, чтоб уж для верности. При этом было, в общем-то очевидно, что в противостоянии с Россией эти десять ракет-перехватчиков вообще особой роли не играли - по сравнению с сотней военных кораблей, включенных в систему "Aegis" и новыми противоракетными лазерами воздушного базирования. Так же и радар не был принципиально важен при наличии орбитальной спутниковой группировки, высотных беспилотников и уже имеющихся станций (уж что-что, а "русское" угрожаемое направление американцы отслеживают радарами еще с 60-х, причем активнее всех прочих направлений).
Теперь, отказываясь от того, что практически никак не усиливало американскую ПРО и - что самое важное! - существовало только виртуально, американцы получают (получат) от России вполне реальные уступки, которые не только снизят нашу военную мощь (путем сокращения количества стратегических наступательных вооружений), но и ухудшат наши позиции в регионе (то есть на Ближнем Востоке).
Плюс мы сами уже сливаем американцам информацию с нашей станции на Кавказе - еще и доводим до кондиции, чтобы барину было удобнее в цифирках разбираться.
Плюс Обама наберет себе очков - на фоне бряцавшего оружием Буша прослывет записным демократом, и в России, а также Польше и Чехии его будут расхваливать как миротворца, хотя принципиально политика США не изменилась ни на йоту.
И, что немаловажно, это здорово скажется на имидже России - и так уж всех попредавали, кого можно, так еще и продолжаем приветствовать "американские инициативы".

В общем, американцы в очередной раз всех переиграли, доказав, что способны добывать нечто из ничего.

Эх, где же ты, "Господин "Нет"?! :(

20:55 

Робинзон КрузА:)

...Ознакомившись с дилогией Андрея КРУЗА о Великой реке, решил, ничтоже сумняшеся, знакомство с творчеством продолжить. С оной целью был взят в оборот двухтомник "Земля лишних" ("Земля лишних: Исход" и "Земля лишних: новая жизнь").

Взял...
...и пожалел.
Ибо книжки - те же яйца, только вид вид сбоку.
Ну разве что магии и волшебных народцев нет, а все остальное, по "Великой реке" знакомое, наличествует в изобилии: машины, женщины, мясо, пиво и - главный номер программы - огнестрельное оружие во многих видах. Всем этим постоянно и со смаком пользуется главный герой, этакий насквозь самодостаточный (почему, собственно, и "робинзон") дядя.

Ни против одной из данных составляющих я ничего не имею - мое читательское сердце ранит лишь то, что кроме этих составляющих в книге ничего иного-то и нету. По сути, вспомогательные элементы "конструкции" книги становятся самодовлеющими категориями - неважно, как будут развиваться события, важно лишь то, что автор будет старательно живописать, чем его "робинзон" зарядит свой верный автомат. И дробовик. И снайперскую винтовку. И пистолеты. И куда положит оружие и патроны, ловко их замаскировав. И что съест. И чем запьет. И сколько раз ублажит благоверную.

Спору нет - порой занятно в довесок к приключениям получить просвещающий экскурс о том, какой пулей удобнее стрелять на дистанцию в триста метров. Но ключевое слово здесь - в довесок. Вместо этого довеском становятся как раз приключения, которыми не очень сильно разбавлены баллистические таблицы и вынимающие душу описания тренировок по захвату плавсредств.

Причем приключения автор строго дозирует, старательно оберегая своего робинзона от хоть сколько-нибудь серьезных потрясений. Вместо них на героя водопадом льются всевозможные приятные штуковины - деньги, оружие, машины, снова деньги, снова оружие... Куда ни повернется - "повезло", куда ни ткнется - "счастливая случайность". Если мне не изменяет память, за все два тома он не получил даже хоть сколько-нибудь серьезного ранения. Причем не только физического, но и морального. Очаровав в первые же полчаса пребывания в новом мире девушку, герой впоследствии ее бросает ради другой. Но с первой пассией отношения выяснять все же пришлось - и, о чудо! (зевает читатель), она на героя не в обиде, ибо оказалась, на удачу героя (читатель зевает все сильнее) не нежной мечтатильницей, а прожженной карьеристкой, которая хочет воспользоваться робинзоном для своих темных целей, но он, о счастливая случайность! (хр-р-р), ее ловко перехитряет.

И - удивительное дело (хотя чего удивляться?) - никаких симпатий оный робинзон не вызывает.
Да, он положительный, но...
Представьте - человек попал на другую планету.
В другой мир, где может начать жизнь сначала.
И - никакого интереса к этому новому миру.
Ну разве что на предмет "чего пожрать" и "где достать патронов" - вот и все интересы.
Ни разу за все два тома робинзон от этого корыта голову так и не поднимет.
Конечно, можно порадоваться, что робинзон Круза угодил в свой робинзонский рай - много патронов, женщин, пушек и почти никакой ответственности.
И я бы, наверное, порадовался - если бы мне было хоть чуть-чуть интересно про это читать.

Итог: мимо других книжек Круза в магазине прохожу равнодушно.

17:21 

Мультик "9"

...Ожидал большего.
Собственно, на этом-то отзыв можно было и закончить, поставив таким образом рекорд лаконичности - но напишу немножко все-таки еще.
Персонажи достойные - своеобразные, необычные, нестандартные... Какие там еще синонимы? В общем, вы поняли.
Нарисовано отменно, спору нет - персонажи, пейзажи и все прочее. Ну разве что огонь, когда персонажи запаливают спичку, показался каким-то третьесортно-халтурным, однако это на общем фоне мелочь.
Вот только отлично нарисованных 3D мультиков зритель видел немало, и одним только качеством картинки привлечь трудно. К тому же, когда глаз привыкает к необычным персонажам, он начинает различать некоторые неожиданные и нерадостные детали - вроде того, что сами-то персонажи карликовые, с ладошку, однако эта их миниатюрность почему-то не ощущается. Ну хорошо - за всех говорить не стану, но я ее не ощутил.
Однако самое главное все же в другом.
В том, что происходящее на экране "не цепляет".
Не цепляют эти возвратно-поступательные движения сюжета - типа, пойдем туда, а потом обратно, и снова туда, и снова обратно, потому что каждый раз мы чего-то там забываем, в месте постоянной дислокации. Спотыкался я об эти неожиданные рояльчики - типа, пошли туда, не знаю куда, и сразу наткнулись на то, что было нужно (нужно по сюжетной задумке, а не по мнению персонажей, ибо у них мотивация действий вообще никак не обозначена).
В общем, как и было сказано в самом начале - ожидал большего.

10:07 

Минуты славы:)))

Позавчера местное телевидение делало про меня сюжетик.
Вроде как вот, есть такой молодой (ну, вроде как еще) да ранний журналист да литератор.
То есть и раньше на телевидении бывать приходилось - 2,5 месяца работал корреспондентом, позже участвовал в нескольких передачах...
Но вот так - в первый раз.
И в редакции побывали, и в школу ехать пришлось, где год работал.
Под конец даже заставили гулять по парку да восседать на скамейках с проникновенным выражением лица - мол, в мыслях создается очередной шедевр:)
Есть мнение, что пора уже бронзоветь:)

13:47 

Кретины и "аргумент"

После 1 сентября в костерок споров про то, кто виноват в начале Второй Мировой войны, плеснули керосину. То есть там и без того полыхает будь здоров, потому как со всех сторон бегут с охапками, а тут еще градус подняли - хорошо разгорелось, жарко! Спорят повсюду - в газетах, в телевизоре, в интернете.
В интернете особенно интересно, ибо там можно читать комменты, дающие редкую возможность понять, что у человека в башке - мозги, прокисшая каша или вообще вакуум.
Оказывается, что вторых и третьих - очень много.

Когда кретины с кашей и вакуумом в голове начинают определять, кто виноватее в развязывании Второй Мировой, "аргументы" они приводят разные, но один - довольно широко распространенный, кстати - явно выделяется из общего ряда.
Вот он: "Сталин хуже Гитлера, потому как Гитлер хотя бы чужих убивал, а Сталин своих".
Наверняка встречался, да?

Во-первых, если ты считаешь двух людей убийцами, то несколько странно сравнивать степень их "хужести" - какие-то разности в оценках возможны ДО перехода за эту черту, а никак не после.

Во-вторых, если руководствоваться такой "логикой" (про "своих" и "чужих"), то придется признать, что на фоне, например, мужика, который в порыве ревности прибил жену-изменницу, Чикатило является очень добродушным дядькой, да еще и примерным семьянином - он же своих-то родственников не терзал. Подумаешь, полсотни людей убил - это ж какие-то неизвестные чикатиле человечки.

В-третьих, только полный кретин может оправдать убийцу, который его, кретина, убивать пришел - оправдать тем, что "своих" убийца не трогает, и даже иногда покупает им яблоки. Выходит, что когда кретину открывается такая умилительная правда, ползать на полу с выпущенными кишками этому кретину становится не в пример веселее.

Но в-четвертых, и самых главных - этот "аргумент" основан на лжи.
Ибо "своих" Гитлер убивал весьма и весьма резво.
Например, в "Ночь длинных ножей" полегли нифига не чужаки - ибо еще днем это был "цвет германской нации".
Когда к стенке в Германии начали ставить коммунистов - как-то так получилось, что они тоже оказались немцами, то бишь самыми что ни на есть "своими".
Потом началось и вовсе веселье - концлагеря и "окончательные решения" одного всем известного вопроса. Кто туда пошел? Поначалу - все они же, соотечественники.
Не мешало бы вспомнить и историю с затоплением берлинского метро, битком набитого стариками, женщинами и детьми - "прощальный привет" от фюрера, якобы "не убивавшего своих", едва не стоил жизни многим и многим тысячам немцев.
И, конечно, на счет Гитлера надо бы записать все те 8 миллионов немцев, которые были убиты на фронтах Второй Мировой. То есть формально их убили, конечно, советские солдаты и советские партизаны. А также их убивали американцы, англичане, канадцы, французы и другие, хотя и в гораздо меньших количествах. Но как бы то ни было - все эти миллионы именно на совести Гитлера, потому как если бы он их не послал "немецким мечом добывать землю для немецкого плуга" - ну и под шумок вырезать все тем же мечом пару сотен миллионов человек - они были бы живы.
А там им пришлось ложиться в ту самую землю, причем без всякого плуга - спасибо фюреру, который "не убивал своих".
Ну, это в дополнение к тем десяткам миллионов "чужих", которых убили эти самые "посланцы".

Остается только пожалеть, что среди этих миллионов не оказались все кретины, которые приводят "в доказательство" вышеупомянутый "аргумент".

14:25 

Про Елабугу

В конце августа совершил выезд в Елабугу - город в Татарии. Отдельные "любители путешествий", конечно, могут попенять - мол, тоже мне, поездка, то ли дело турции-египты, но мы подобные реплики без внимания оставляем.
Елабуга категорически понравилась.
Все удивительно красиво - и сам город, и люди, его населяющие (я, в основном, как вы понимаете, о девушках и женщинах говорю:))
Были мы под видом участников так называемй Спасской ярмарки, которая проходит в Елабуге вот уже во второй раз - и, надеюсь, не последний. А так как мы были "как бы участниками", то нас поселили на "участницких" основаниях - пусть и в общаге, но всего за полтораста целковых в сутки (и это с весьма приличным завтраком), через что Елабуга сразу стала нравиться еще больше:)
В общем, наконец-то сподобился написать отчет для республиканской прессы - а пока выкладываю его здесь.

читать дальше

11:49 

Интересное

Рекомендации я тут размещаю, прямо скажем, редко. Да и не совсем это рекомендации, наверное - скорее, проявление желания рассказать хорошим людям о хороших и полезных вещах.
И вот, вроде бы, очередная "какбырекомендация" назрела:)

Есть такой журнал в сети - (он еще и в реале вроде как выходит, но мне в руки не попадал, к сожалению) - "Скепсис" (scepsis.ru/).
В нем масса всякого нужного, самые натуральные завалы, в которых копошиться - одно удовольствие.
Так как я тут частенько вопросы образования и морали затрагиваю - и это, пожалуй, одни из немногих тем, вызывающих в дневнике резонанс:) - то просто не могу не отметить огромный раздел о реформе образования в России. Очень сильные, глубокие и интересные статьи. И авторы в большинстве своем как на подбор - один Александр ТАРАСОВ чего стоит (а его статей на ресурсе великое множество).

Ну а в день знаний - ссылочка на антифашистскую речь Анри Барбюса перед студентами на Международном антифашистском конгрессе 1934 года. Почти и не устарела - за исключением, пожалуй, воззваний к одной шестой части света, на которой ныне царит чудовищный кавардак...
scepsis.ru/library/id_2541.html

12:43 

Дата

…Российское телевидение нет-нет, да и покажет кадры тех событий восемнадцатилетней давности – огромные толпы на площадях, низвергаемая статуя Дзержинского, реющие флаги…
От тех кадров бежит холодок по спине.

Вот мужчина с невзрачным перекошенным лицом надрывно кричит: «Свобода!». Вот женщина с инфернальным блеском в глазах тащит пучок прутьев к куче мусора, гордо именуемой баррикадой. Вот группа студентов потрясает плакатом «Долой ГКЧП!»…

Кого как, а меня, когда я в очередной раз их вижу, терзают вопросы, которые иному могут показаться странными.
Мне интересно – что стало с этими людьми потом, когда угар 91-го прошел, и настала пора жить в созданном ими мире?
Не этих ли парней «новая демократическая народная власть» хладнокровно расстреливала в 93-м? Не эта ли женщина в 95-м рвала на себе волосы и кричала во весь голос, когда ее сын вернулся в цинковом гробу с объятого огнем Кавказа? Не тот ли мужчина в 98-м кричал «Банду Ельцина под суд!»?

Мне интересно, что чувствует Горбачев – человек, получивший власть над одной из двух сверхдержав, и, по сути, над половиной планеты, что прислушивалась к голосу Кремля… и обменявший власть, не снившуюся императорам, на контракт по рекламе пиццы?
Мне интересно, что чувствовал Ельцин – человек, цинично надругавшийся над огромной страной и великим народом?
Хотя… способны ли они чувствовать?

…Даже самый истовый патриот не будет утверждать, что на рубеже 80-х и 90-х в СССР все было хорошо. Нет – великая держава была больна. Больна гнилостью власти, больна предательством элиты, больна алчностью верхушки. Однако болезнь была излечима.
Но вместо лечения – пусть долгого и тяжелого, но дающего надежду на исцеление – страну поставили на колени, и выстрелили в затылок.

За прошедшие с того момента годы мы свыклись с вещами, о которых раньше даже не имели представления: с похищениями людей и повальной наркоманией. Вернулись давно, казалось, побежденные болезни – как физические, так и социальные, от холеры до массовой беспризорности. Мы привыкли платить деньги за то, на что раньше имели неотъемлемое право – медицину и учебу.
Мы перестали себя уважать.

Но хочется верить, что еще не все потеряно.

…Книга «У подножья Вечности», один из романов писателя Льва Вершинина завершается такими словами:
«…и плакали люди: ужели некому примирить?
Было. Есть. И вовеки пребудет великая Мать, перед которой все равны, и ни один не отличен; на всех хватает любви, и надежды, и веры, и мудрости ее; нет избранников у нее и отверженных нет; и чужой, придя к ней, станет своим, и своего, явившись в тяжкий час, ободряет, что недаром живет; и всякий добрый обычай приемлет, и любой язык, и каждому родные песни поет над колыбелью, и молитвой провожает в последний путь; лютых врагов превращает она в друзей, а товарищей – в кровных братьев; смешав кровь, отвергает пролитие крови, но тот, кто крови детей ее жаждет, захлебнется своею, и оплачет она павшего безумца; и блудные сыновья, слепо глумившиеся над ней, возвращаются в свой час, не умея быть без нее; когда же, себя лишь любя, разрывают ее, вновь вопреки всему срастаются рассеченные куски, и снова, и вновь, и опять встает она, пока живы те, кому радостно светлое имя ее, и так будет всегда, до конца, скончанья же ей нет, имя же ей – РОССИЯ!»


Говорят, что талантливые писатели способны провидеть будущее. Читая предыдущий абзац, в это хочется верить.
Верить в то, что у нашей страны и у нашего народа есть будущее – Великое Будущее.
Ибо иного не нужно.

19:09 

Странное

Рядом со стадиончиком, где я делаю вечернюю пробежку плюс упражняюсь с прыгалками, имеется спортивный комплекс. В этом спортивном комплексе женщины и девушки стараются избавиться от иных комплексов, связанных с несоответствием желаемого и действительного. Проще говоря, посредством всяких аэробик и шейпингов сгоняют килограммы. Некоторым, на мой взгляд, туда и ходить не стоит - ничуть их данные килограммы не портят, а даже наоборот, ибо расположены в самых подходящих для этих килограммов местах.
Впрочем, речь не о том.
А о том, как выглядит сие священнодействие нашего просвещенного века.

Многие девушки прибывают к спорткомплексу в самодвижущихся экипажах, имеющих свой целью свести к минимуму двигательную активность владельца. Подъехать норовят к самым-пресамым дверям - чтобы далеко не ходить. Весело щебеча с подружками, волокутся в желанную обитель здоровья. А после совершения похудительного ритуала возвращаются к своим самодвижущимся экипажам, где, опять же, весело щебеча (но уже немного устало), начинают смолить сигаретки, а кое-кто (обычно из числа сидящих на заднем сиденье) - и дергать за колечки "самой цивилизованной упаковки", наливаясь тем напитком, насчет опасности чрезмерного употребления которого без всякого толку предупреждают отовсюду.

Вот именно это - вкупе с вышеозначенным стремлением "поздороветь" - собственно, и странно.

21:46 

Про шарашки-2

Стоит на полочке книга «Вырванный меч империи» за авторством историка по фамилии Помогайбо. Поначалу этот автор боролся с известным брехуном Виктором Суворовым, правда, делал это весьма уныло и безыскусно – его работу «Псевдоисторик Суворов» никак не поставишь в один ряд с такими разными, но одинаково хорошими книжками как «Антисуворов» и «Как Виктор Суворов сочинял историю».

Ну а несколько лет спустя историк Помогайбо выпустил уже названную книжку, в которой постарался доказать, что едва ли не всеми своими успехами в военной области СССР обязан дореволюционному наследию – мол, именно до войны появились те люди, которые потом двигали вперед науку, хотя и не получали признания. При этом как-то само собой выходит, что главное - не двинуть науку вперед, а именно получить «признание». Ну там, премии всякие, квартиры с высокими потолками, заказы продуктовые, шелковые трусы и все такое. Все это густо перемешано с рассказами про страшные шараги, про «бессмысленные и беспощадные» притеснения настоящих талантов и так далее, и так далее. После чего еще и усугублено вполне обывательскими рассуждениями – например, на наболевшую тему о немецких автоматчиках, длинными очередями стрелявших от пуза по красноармейцам с одной винтовкой на троих.

Но главная тема все же – «загубленные таланты». При этом автора не смущает, что многие из «загубленных» пережили губителей – видать, по недосмотру последних. Впрочем, такое избирательное зрение суть общая проблема любителей «срывать покровы».
Но - к делу.

В главке «Дальний бомбардировщик, который опоздал» автор приводит фрагмент воспоминаний конструктора А. М. Добротворского, донесенных до читателя неким О. И. Жолондковским, судя по всему, его студентом.
В общем, Двигателист Добротворский был по непонятным причинам направлен в шарагу (это преподнесено как гонение на столбовых дворян и прочие закидоны пролетарского государства, которое - конечно, "совершенно необоснованно" - никого из дворян будто бы на дух не переносило). Все найденные в Интернете «Рассказы инженера Добротворского» занимают этак страниц пять, и полны каких-то странных деталей.

Интересен вот этот фрагмент:
«Частым гостем в КБ был сам Лаврентий Павлович. Однажды лично подошел к моему кульману. Спросил, что это я тут вычерчиваю. Говорю – мотто на восемьсот лошадиных сил. Он постоял, постоял, а потом снял пенсне и говорит: “Нашей авиации нужен двигатель на тысячу шестьсот лошадей. И сделать его чертежи нужно за неделю”. “Есть, - отвечаю, - задание будет выполнено”. Он посмотрел на меня удивленно и пошел со своей свитой дальше. За неделю задание я выполнил. Тот же свой мотор нарисовал в двух экземплярах в зеркальном изображении, а коленвалы соединил через паразитку. Что называется, богатый на деньги, а голь на выдумки! В свой следующий визит Лаврентий Павлович сразу направился ко мне. Я отдергиваю занавеску с чертежа, и показываю свой “шедевр”, сделанный в туши. Берия аж залюбовался: “Ну, ребята, молодцы! Ну, постарались! Ну, спасибо!”»

Тут что интересно? Конечно, все это гораздо больше напоминает апокриф, чем реальные мемуары – именно из-за изобилия странных деталей. Конечно, все это можно списать на то, что Жолондковский рассказы своего учителя приводит «по памяти». Но хоть сколько-нибудь критичное отношение к источнику быть должно? Особенно со стороны историка. Но должно-то должно, а вот на практике…
Дураком предстает Берия – который, как к нему не относись, дураком-то не был. Конечно, от контингента шараг требовали и невозможного – на чтобы потребовали разработать мотор с нуля за неделю? И чтобы потом принять халтуру за реальный проект? И, кстати, почему "ребята" и почему "молодцы", если Добротворский свой чудо-двигатель рисовал в одиночку?

А Помогайбо тем временем продолжает:
«…”Пшиком” был и мотор из двух двигателей. Формально он был вдвое мощнее, но когда его ставили на крыло, то передний, тянущий винт работал нормально, второй же затеняемый двигателем и крылом, был куда менее эффективен, а топлива требовал столько же. …Тем не менее, для того, чтобы отвязаться от Берии, не разбирающегося в деле авиамоторов и жаждущего доложить Сталину о новом успехе, соединение коленвалов через паразитку пригодилось. В конце 1942 года на двух Ер-2 поставили-таки двигатели Добротворского МБ-100, составленные из двух М-103. …Было произведено 10 полетов, которые не дали положительных результатов. Дальность и бомбовая нагрузка только снизились из-за возросшего сопротивления. Моторы в серию не пошли, тем не менее ряду двигателистов возня с этими моторами сохранила жизнь».

То есть, если разобраться, ситуация следующая.
Инженер, не попытавшись даже объяснить сложности поставленной перед ним задачи, сначала говорит, что сделать мотор – легче легкого.
Потом неделю манкирует, после чего сдает откровенную халтуру.
При этом он прекрасно понимает, что его работа – халтура, и что «не взлетит».
Над этой халтурой начинают работать, отвлекая силы и ресурсы от нужных задач. А на дворе, между прочим, 1942 год – весьма хреновое, вообще-то, время. То есть каждый болтик, каждый человеко-час – он на вес золота. А тут – такая халтура в полный рост. Ясное дело, мотор не оправдывает ожиданий – псу под хвост пошли ресурсы, силы, время. Но что особенно интересно – эта «возня с моторами» кое-кому, неким «двигателистам», «сохранила жизни». То есть их не поставили к стенке за то, что они такими своими удивительными экзерсисами – если называть вещи своими именами – помогали врагу. Нет, напротив – им «возня с моторами» «сохранила жизнь».

Конечно, громко говорится, что людей «сажали ни за что», что на них «возводили поклеп», что им вменялись идиотские обвинения и все такое. Но, простите, как назвать все вышеописанное?

Я это, собственно, к чему... К тому что - может быть, не зря сидели-то?

18:42 

GI JOE: Бросок кобры

...Если вам скажут, что этот фильм напрочь вторичен, и изобилует штампами, знайте - критики правы.
Все, все уже было - и победительные герои с веселыми помощниками, и монструозные злодеи с затянутыми в кожу длинноногими пособницами, и шутки-прибаутки, и чудесные спасения, и грандиозные катаклизмы.

Если критики решат блеснуть интеллектом и знанием матчасти, и примутся рассуждать, что вот этот вот ниндзяцкий кульбит намного лучше проделывает, например, Джеки Чан, а в фильмах Джона Ву все
скачут намного красивше - они, наверное, вам тоже не соврут.

Если они будут говорить, что есть фильмы, где пулеметы стреляют не в пример убедительнее, а взрывы ярче и громче - что ж, улыбнитесь и кивните. Ну, пусть критики видят, что они не зря провели перед экранами долгие часы, и пусть верят, что их мнение значит для вас несколько больше, чем выеденное яйцо.

А если они совсем уж войдут в раж, и начнут доказывать, что в фильме "Железный человек" бронекостюм гораздо круче, чем ускоряющий костюм "Дельта-6", то скажите, что уже готовы обрить голову, купить тридцать кило попкорна, вытатуировать изображение кинопроектора вокруг пупа (ну или чего там надо сделать?) и записаться в орден воинствующих кинокритиков, готовых порвать каждого несогласного на мелкие билетики.

И конечно, вы не должны мешать им высказываться о том, что уж другой-то режиссер потратил бы 170 миллионов американских денег гораздо лучше, другой сценарист смастерил бы гораздо более качественный сценарий, ну а другие актеры сыграли бы намного веселее. В конце концов критикам-то виднее - они уже просчитали все варианты, и знают, кому поручат разработку сценария, режиссуру и исполнение главных ролей, когда придет "час Х", и они разобьют гипсовую копилку, в которой до "блокбастерной" суммы пока не хватает каких-то 169 млн 999 тысяч 951 у.е.

Конечно, можно и самому записаться в критики, и через губу спрашивать - а чего это секретное оружие повезли на машинах, а не в самолете? Критику ж невдомек, что это сделано для того, чтобы на экране с первых минут начало стрелять и бабахать. Можно, прищурив левый глаз, спрашивать - а чего это у вас в кино лед в воде тонет? Можно спросить - а чего это у вас бои подводных лодок смахивают на "волчьи свалки" времен Второй Мировой? И поковырять пальцем в ухе - мол, не расслышал ответа, не изволите ли повторить?

А можно посидеть в кино, поглазеть на экран, поудивляться взрывам, повосторгаться всей этой безумной круговертью, когда все ездит, плавает, летает, стреляет, прыгает и взрывается, а потом встать из кресла и пойти домой, получив некоторую долю удовольствия.

В общем, какой вариант вам ближе - решайте сами.

09:34 

Рерихнутые

Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что нечисто что-то с этим Рерихом.
Периодически реакцию осаждают его поклонники - огонь в очах, имя на устах. Собсно, про самого Рериха они не слишком-то любят говорить - все больше треплются про важность (точнее, стоимость) его картин, про всякие разборки между истинными наследниками, так сказать, genuine-рерихами и лжерерихами-самозванцами, ну и про всякую муть вроде "детей индиго" и тайные знания.
И вот - очередной пример.
В городе идет выставка работ - в смысле, картин - Рериха.
Сроки выставки, мягко говоря, продолговатые - аж на три месяца растянули. Видать, не слишком-то напряженный график "гастролей".
Звонит авторша: мол, а не представить ли вам статью об этой выставке?
О-хо-хо... Но с условием, точнее, с двумя - не нужно писать о дрязгах между наследниками, и, самое главное, не надо писать про всяких там махатм и тайные знания. Иначе - проходите мимо.
Нет-нет, живо отвечает тетя, только про картины, исключительно про его всемирно-известные, имеющие колоссальную важность и невероятную ценность картины. Только о живописи.
Ну-у-у... Принесите.
Принесла.
И - сюрприз! - о чем статья?
На 9 тыщ знаков картины упоминаются 2 (два) раза, причем даже без названия, "картины вообще".
Все остальное - Гималаи, Великие Откровения, тайные знания, махатмы и прочие ашрамы.
Жуть.

20:34 

Чем плох Вася?

Сижу за компьютером – клац-клац, кнопочки стучат.
В гостиной мама и сестра пребывают в тенетах дуроскопа – смотрят очередного ублюдка хтонического руссо-ТВ, передачку «Давай поженимся». Привычное ухо ловит отголоски псевдоматримониальных камланий, доносимых из Останкино посредством поставленных на службу человеческому уму колебаний мирового эфира. Большая часть тренированным мозгом фильтруется "на автомате", и треп отсекается в режиме фонового шума.
Но – чу!

«…но ведь имярек – руководитель преуспевающей фирмы!» , восклицает какая-то клуша.
И тут ведущая, голосом, исполненным едкой иронии и кислотожгучего сарказма, изрекает:
«…а тебе что, нужен Вася с 15-й автобазы? Вот и мне не нужен!»

А чем плох Вася с 15-й автобазы – персонаж напрочь гипотетический, и в тоже время насквозь реальный? Тот самый абстрактно-реальный Вася, который незримой тенью стоит за горящими софитами и работающей без сбоев канализацией, за полными жратвы магазинами, в которых самозабвенно затаривается давно вышедшая в тираж актриса, пробавляющаяся «тв-проектами»?
Чем?

Тем, что на автобазу он ездит не на «бентли»? И тем, что у него в купленном десять лет назад шкапу нет полудюжины рубашек от Армани? Или тем, что не может водить свою девушку/жену каждую неделю по кабакам – жрать задорого копеечный вареный рис, завернутый в морскую капусту, или жареные пиписьки соловьев в соусе из моченых в коньяке ананасов?

А может, этот Вася – настоящий мужчина, за которым как за каменной стеной, и который для семьи в лепешку расшибется, у которого дети никогда голодать не будут, и который, если надо будет, жизнь положит за други своя? Может, этот Вася – замечательный муж и идеальный отец, и руки у него золотые? Может, этот Вася – человек, каких поискать?

Проклятье, как же осточертели эти гниломозгие курицы, засирающие – простите мой французский – головы целому поколению, превращающие нормальных девушек в расчетливых девок с масляными глазками, выискивающими в радиусе поражения Самцов, Обладающих Идеальными Первичными Половыми Признаками – иномаркой и толстым бумажником.

Как же надоели похотливые напудренные мозгокруты, охотнички до молодого мясца, превращающие нормальных парней в идиотов, зацикленных на похотливых самках, женщинах-вещах.

Как же достали уроды, только напоминающие людей, а сами давно сгнившие изнутри, эти обтянутые человечьей кожей манекены, полные вонючей мерзкой жижи, превращающие человеков в крысок с вживленными в башку электродами, умеющих только нажимать на педальку – суши!случка!клуб!машина!преуспевающаякомпания!эффективныйменеджер!бонус!суши!случка!клуб!etc
Мрази.

Конечно, звезды не сошли с орбит, и Столп Мироздания не содрогнулся.
Но Песок в Часах Вечности зашуршал чуть быстрее, знаменуя, что на пути в бездну преодолен очередной скоростной рубеж.
А когда почва совсем уйдет из-под ног, и падение станет совсем свободным, когда мы повалимся прямо меж тех песчинок, и они будут погребать нас под собой, прописывая по тому же адресу, что уже прописали мамонтов и древних римлян - надежда-то будет только на тех самых вась. Неважно откуда - с завода, с пятнадцатой автобазы, или с фермы за городом.
Именно к ним будут взывать телевизионные курицы, именно их прихода будут ждать, заламывая руки.
И в тот момент сквозь всю гниль и пудру проглянут жалкие остатки тех, кем эти телевизионные дуры были давно, много лет назад - чистых, искренных людей, которые верили и знали, что вася с пятнадцатой автобазы их друг, товарищ и брат.

Но будет уже поздно.

15:38 

Трудности перевода

Послушали на работе рок-оперу "Юрате и Каститис". Несмотря на то, что вещь далеко не новая, зацепила - очень добротно сделано. Но было желание понять - о чем же столь пронзительно поют? Тем более, что сделано на фольклорном материале...
Перевели с помощью программы.
Упали под стол.
Программам-переводчикам больше не доверяю абсолютно.
А песни, несмотря на, нравятся даже больше, чем прежде.

читать дальше

17:39 

Больно не будет

Андерс Фог Расмуссен вступил в должность генсека НАТО 1 августа. Сегодня его первый рабочий день на этом посту.
И что же нам говорит потомок викингов? А вот чего...

"Восстановление отношений между НАТО и Россией станет одним из приоритетных направлений в
работе нового генсека альянса. Об этом сообщил сегодня сам Андерс Фог Расмуссен"

Прекрасный пример дипломатического... ну, даже не новояза, а квазияза, что ли. У нас были замечательные отношения? Что восстанавливаем - Дранг нах Остен?

"По его словам, разногласия между НАТО и Москвой по вопросам, связанным с постсоветским пространством, не должны омрачать сотрудничество"
Иными словами, "мы будем продолжать подминать под себя все, что плохо лежит, продолжать отжирать куски от чужого геополитического пирога" - и это будет происходить параллельно с "сотрудничеством"? А что ж тогда такое это самое "сотрудничество"?
Даже страшно представить.

Но вот самое главное:
"Расмуссен заявил, что намерен убедить лидеров России и ее народ не воспринимать Североатлантический альянс, как врага. "НАТО не направлена против России, наоборот, у нас много общих интересов безопасности"
Отлично. Гражданин еще даже в кресло сесть не успел, еще в столовку ни разу за салатиком секретаршу не сгонял, поди, даже казенный интернет не успел в личных целях поюзать, на трибуну еще залезть толком не успел, попривыкнуть - а уже гляди-ка: "НАТО не направлена против России".
То есть, по большому счету, это первое, что гражданин сказал, вступив в должность.
Уже один этот факт наводит на вполне определенные мысли.
Проклятье, да я с детства знаю - если дядя-доктор-стоматолог из-за своей маски говорит: "будет совсем не больно" - значит, держись за стул, малец, неровен час, слетишь.
А Расмуссен - даже нифига не стоматолог.
И НАТО - даже близко не бормашина.
Но, по ходу, вылечат нас на все деньги.

13:42 

ГАНСЛИНГЕР НА ПОКОЕ

…Роль старика Уолта Ковальски в фильме «Гран Торино» Клинт Иствуд назвал своей последней ролью. Так это будет или нет, покажет время – однако ясно, что многие актеры отдали бы правую руку за такую «лебединую песню». Которая, надеемся, лебединой все же не станет.

…На первый взгляд может показаться, что главный герой «Гран Торино», ветеран Уолт Ковальски – просто вредный, выживший из ума старикашка. А как же: ведь он не любит не только соседей (а кто без греха?), он не любит даже детей и внуков! Но стоит приглядеться повнимательнее – и сквозь образ старика-мизантропа проступает совсем иное лицо.
Ибо он отнюдь не не любит людей – он не любит людей скверных. А если человек заслуживает такой оценки, то уже неважно кто он, совершенный незнакомец, или родной сын. И наоборот, если человек имеет внутренний стержень, если он достоин уважения, то желчный ветеран будет отнюдь не против посидеть с ним за одним столом или дать дельный совет. Главное – чтобы человек жил правильно.

Этой идеей, что красной нитью проходит сквозь все кино, «Гран Торино», как ни странно, оказывается сродни некоторым… советским лентам 70-80-х годов, рассказывавшим о деревенских стариках, не понимавших городской жизни и страдавших из-за мелочности своих отпрысков. Иногда даже кажется, что «смысловая матрица» просто-напросто утащена, и на ее основе эпизод воссоздан в американских реалиях. Да, в советских фильмах все было мягче, нет ни стрельбы, ни мордобоя – но сути это не меняет. И как в то время советские режиссеры пытались указать зрителям на «перелом в сознании», на распад связи между поколениями, так и Иствуд два часа объясняет зрителю, что такое хорошо, и что такое плохо. Но, само собой, ни о каком плагиате речи не идет: несмотря на всю удивительность подобного сходства, ничего удивительного, простите за каламбур, в нем нет – то, что схожие проблемы вызывают схожую реакцию, совершенно закономерно.

Вот и отпрыски Уолта Ковальски, по меркам его поколения, самые настоящие моральные уроды: кто с телефоном балуется на похоронах бабушки, кто желает родного отца побыстрее сплавить в дом престарелых… И когда судьба дает Кавальски шанс снова приложить руку к процессу воспитания, он этого шанса не упускает, надеясь в этот раз не ударить в грязь лицом, и воспитать соседского парнишку так, как воспитывали в Америке в «старые добрые времена».
Теория «плавильного котла», согласно которой из иммигрантов со всех концов света должна была возникнуть новая историческая общность, американский народ, не сработала – как не сработала и другая теория, про другую новую историческую общность, которую хотели создать на другой стороне планеты. Так что нет никаких «американцев вообще»: есть поляк Уолт Ковальски, есть парикмахер-итальянец, есть ирландцы, негры, евреи… и новые соседи хмонги. А раньше-то американцы верили, что все у них получится.

Собственно, главный герой и есть олицетворение прежней Америки: пора расцвета давно миновала, и даже проверенные методы, прекрасно работавшие в прошлом, ныне не то, что не работают – они считаются совершенно неуместными. И это, как считает ветеран, плохо, потому что означает, что все, что было раньше, потеряло свой смысл.
Потому-то так важен для него соседский мальчик – он дает Ковальски возможность словно вернуться в то время, когда Америка жила правильно. Эта «правильность» воплощена еще в одном символе «настоящей Америки», в машине «Гран Торино», стоящей в гараже Ковальски. Машина – символ правильного времени и правильных ценностей, которые старик-ветеран передает соседу-подростку.

…Есть, пожалуй, какая-то мрачная ирония в том, что фильм этот снят Клинтом Иствудом. На протяжении многих лет он воплощал образ «хорошего-парня-с-пистолетом», бойца, способного в одиночку выйти против всей несправедливости мира – и победить. Его герои не были рыцарями без страха и упрека, но спокойно несли свой крест, чтобы в конечном итоге сделать мир чуть лучше – пусть даже мир этого и не заметит. Прежде, когда герои Иствуда фаршировали врагов свинцом, все было просто: кто раньше выхватил «сорок четвертый», тот и остался стоять. То есть победа оставалась за ганслингерами, как называли на Диком Западе лучших стрелков, способных выхватить из кобуры пистолет раньше противника. Но времена изменились – и хотя Уолт Ковальски периодически хватается за винтовку или пистолет (причем это не какие-то новомодные пукалки, порожденные в наше нечестивое время, а проверенные «гаранд» и «кольт», такие же старые, но надежные, как и сам ветеран), он прекрасно понимает, что свинцовая пилюля проблем уже не решает. Скорее создает новые.

Он так ни разу и не спустит курок.
И не будет стоять над поверженным врагом.
И все же останется победителем.

18:07 

Отличная книга

…В 90-х по научной фантастике – так называемой «твердой», или «жесткой» НФ – едва не исполнили отходную. Слишком уж силен оказался натиск космооперы и фэнтези, причем весьма низкопробной, не дотягивающей до столпов легкого жанра. Но волна схлынула (хотя общий «уровень моря», конечно, все же заметно повысился), и столпы устояли – устояла и «жесткая» НФ. Вот только не везде – в России она, кажется, все-таки затонула: во всяком случае, хоть сколько-нибудь полноводного ручейка НАУЧНОЙ фантастики среди родных осин не наблюдается. Так что взоры страждущих читателей, подуставших от однообразных схваток эльфов с темными властелинами, снова обращены на Запад. И, словно в насмешку над известной поговоркой, «свет» научной фантастики сияет ныне именно оттуда.

Но из кризиса НФ вышла преобразившейся. Если раньше, начиная со времен Жюля Верна, бал правили (с оговорками, конечно, но все-таки) в первую очередь проблемы технологии, то с недавних пор стал очевиден интерес к другим темам – перспективам государства и общества, человеческих групп и человека как такового. Если раньше человек был придатком техники, то теперь техника и технология рассматриваются как неотъемлемый, но все же вторичный фактор – писателей гораздо больше интересует, что в будущем произойдет с человеком, и как его изменят передовые технологии и научные открытия. По сути, сегодня НФ продолжает исполнять привычную функцию прогнозирования и моделирования будущего – вот только ракурс теперь стал несколько иным. Однако и старые темы (освоение космоса, Первый Контакт) со сцены не уходят, и в результате фантасты порой выдают такой коктейль, что остается только восхищенно присвистнуть. Как, например, после прочтения романа канадского писателя Питера УОТТСА «Ложная слепота».

Трудно сказать, сколько времени человечество ждет сигнала от «братьев по разуму». И даже несмотря на то, что мы много лет старательно сами себя запугиваем, предрекая вторжение жукоглазых чужаков с бластерами наперевес, ждать Контакта мы не перестаем. Но Космос молчит. И даже этому факту мы, люди, придумали десятки объяснений – от пресловутого парадокса Ферми до «гипотезы заповедника».
…2082 год. Вся Земля стала свидетелями появления инопланетных исследовательских зондов. И вот уже навстречу пришельцам отправляется земной корабль «Тезей».

Стоит ли говорить, что читателя ждут отнюдь не описания радостной встречи «братьев по разуму» – как и не очередной клон «Чужого»?

Автор моделирует чрезвычайно убедительное будущее, делая основной упор на психологию человека конца XXI века. От прогноза мурашки бегут по спине: экипаж «Тезея», с точки зрения человека нашего времени, ничто иное, как настоящий цирк уродцев. Здесь и капитан, наполовину сращенный с искусственным интеллектом корабля, и офицер с четырьмя разными личностями, и главный герой Сири Китон – ходячий диктофон, который следит за экипажем, анализирует их поступки, ищет выход из ситуации, и находит его, сам не понимая этого, потому что понять не способен – пока еще один член экипажа, представитель вымершего тысячелетия назад биологического вида (фиг угадаете, кто это!:)), не сдернет с его глаз пелену ложной слепоты.

И все же главная тема романа – исследование природы разума. Даже человек будущего не свободен от замшелых стереотипов и приятных представлений о себе, как о венце творения – что ж, у героев книги, и у читателя заодно появится прекрасная возможность поразмыслить об истинной природе разума и его истинной же ценности, после того, как они столкнутся с обитателями инопланетного корабля.
Потрясающая концентрация гипотез и теорий, плюс солидный справочный аппарат и список источников, на которые опирался автор, а самое главное – «довеском» к роману идет научно-популярная статья, в которой автор подробно разъясняет многие нюансы, которые читателю непременно захочется понять глубже. Впрочем, так и должно быть – «Ложная слепота» и в самом деле заставляет читателя думать над прочитанным.

Редкий случай, когда хочется согласиться со всеми хвалебными отзывами, вынесенными на обложку.
И еще более редкий – когда хочется перечитать книгу заново, едва ты перевернул последнюю страницу.

21:15 

Про "Булаву"

"После последнего неудачного пуска «Булавы» ее главный разработчик Юрий Соломонов подал в отставку..."
И что - это все? Столько человеко-часов и денег псу под хвост - и даже никакого взыскания?

"С другой стороны – альтернативы этому разработчику и конструктору сегодня нет", – сказал представитель главного штаба ВМФ. Он напомнил в этой связи поговорку, что коней на переправе не меняют".
И кто тут конь? Конструктор Соломонов? Или ракета?
И какого, простите, хрена граждане из Генштаба поговорками сыплют - может, они еще и фокусы показывают?
И куда, интересно знать, подевались все остальные конструкторы? И какого, простите, хрена теперь делать? Других ракет нету, вооружать лодки нечем, конструктор сделал ручкой - как быть 146 миллионам человек, которые "внесли деньги в кассу"? Может быть, надо конструктора вернуть - и настойчиво попросить ракету все-таки доделать? Благо, убедительных средств и способов человечество придумало изрядно.

"...неуспех «Булавы» Сивков видит прежде всего в том, что еще со времен СССР более сильной была школа жидкостных ракет. «Булава» же относится к твердотопливным ракетам, и опыт их создания в России невелик..."
Какое прекрасно слово - "неуспех"... А кто, простите, принял решение доверить разработку и производство ракеты людям, которые ракет морского базирования сроду не делали? И как там у этих людей перспективки - подают они в отставку, или так и будут жевать овес на переправе?
А ведь умные люди с самого начала "сочинения" этой "Булавы" приедупреждали - не получится ни хрена. Правы оказались.

"Очередной испытательный пуск "Булавы" 15 июля оказался неудачным: из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась. Основной причиной неудачи тогда назвали сбой в работе газогенератора... По другой версии, одна из частей ракеты оказалась бракованной. ...Но в данном случае, учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии... Дефектные детали или агрегаты могли попасть в технологическую цепочку производства ракеты в результате преступной халатности, что также может быть расценено как диверсия".
Хе, столько лет кричали о том, что в 30-х годах и народ, и вожди "с ума сходили" - мол, все неудачи объясняли происками диверсантов, вредительством и саботажем врагов народа. Вроде как валили с больной головы на здоровую. И вот тебе раз, уже двадцать лет неудержимо движемся по пути свободы и демократии - а симптомчики-то наводят на размышления.

Хотя гораздо вероятнее другой вариант, даже более страшный, чем диверсия.
Диверсия - это следствие недосмотра, и при должной активности спецслужб дальнейшие диверсии можно предотвратить.

Однако более вероятно, что сделать ракету правильно уже просто НЕ МОГУТ. Не хватает специалистов, нарушены технологические цепочки... И тогда даже если "Булаву" все же доведут до ума (чего никто не гарантирует), еще не факт, что их смогут производить в нужном количестве, и с нужным качеством исполнения. Из 11 пусков удачными признаны 2 - эффективность ниже 20%, признаться, как-то не вселяет уверенности в мирном небе над головой...

Дневник denis_ufa

главная